В соответствии с п. 1 ст. 53 Закона РФ «Об образовании», порядок комплектования работников образовательных учреждений регламентируется их уставами. К педагогической деятельности в образовательных учреждениях допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов. Согласно п. 35 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей, к педагогической деятельности в учреждении допускаются лица, как правило, имеющие высшее или среднее профессиональное образование, отвечающие требованиям квалификационных характеристик, определенных для соответствующих должностей педагогических работников.
Уровень педагогического образования педагогических работников образовательного учреждения, необходимый для занятия тех или иных должностей, определяется образовательным учреждением самостоятельно.
Профессионализм педагога – это результат индивидуальной, целенаправленной работы над собой, постоянное повышение своего научно-методического потенциала. Современный педагог дополнительного образования должен быть, прежде всего, направленным на детей, обладать коммуникативными качествами, эмпатийностью, стремиться к партнёрским отношениям со своими воспитанниками; владеть знаниями, достаточными для разработки авторской образовательной программы; умением использовать в своей деятельности разнообразные педагогические средства и приёмы, инновационные технологии; владеть техникой исследовательской работы, её организации и анализа.
Аттестация (в переводе с латинского – свидетельство) – соответствия уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников требованиям к квалификации при присвоении им квалификационных категорий.
Аттестация руководящих и педагогических работников является одним из направлений работы учреждений дополнительного образования детей и призвана способствовать совершенствованию системы дополнительного образования в целом. Она проводится для стимулирования целенаправленного, непрерывного повышения уровня профессиональной компетенции педагогических и руководящих работников, для обеспечения педагогическим и руководящим работникам учреждений дополнительного образования детей возможности повышения уровня оплаты труда.
Аттестация педагогических кадров – это процесс, результатом которого является объективное заключение о качестве педагогической деятельности работника, сделанное на основании заранее разработанных критериев в соответствии с должностными обязанностями сотрудника и сопоставления современных требований к оценке профессиональной деятельности с достигнутыми педагогическими результатами.
Имеет право взять нового сотрудника на срочный трудовой договор или внутреннего сотрудника с заключением дополнительного соглашения к договору. Логически Вас может смущать только, что "другой направленности". Это вопросы общего трудового законодательства.
Ставка педагога выражается в часах педагогической нагрузки, которая в свою очередь определяется продолжительностью занятий в группах (индивидуально).
Продолжительность занятий в группах (индивидуально) определяется в образовательной программе в соответствии с нормами СанПиН.
Таким образом количество групп будет зависеть от продолжительности занятий в них.
Рекомендуемая наполняемость групп приведена в Приложении 3 к СанПиН 2.4.4.1251-03. В среднем - 10-15 человек.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 24 декабря 2010 г. N 2075 г. Москва
Единого индексирования заработной платы работникам учреждений дополнительного образования детей в первом полугодии 2013 г. не происходило. Данный вопрос находится сейчас в компетенции субъектов РФ. По имеющейся информации, в ряде регионов данное повышение имело место быть.
Стимулирующая часть фонда оплаты труда, соотношение стимулирующей и базовой частей заработной платы формируется в соответствии с рекомендациями органов управления образования и локальными актами образовательного учреждения. Стимулирующая часть заработной платы конкретного работника рассчитывается исходя из критериев и показателей работы, принятых в данном учреждении.
Субвенция - средства бюджета (федерального, регионального, муниципального), направляемые на финансирование конкретных мероприятий в определенные сроки, как правило, на условиях софинансирования. По сути это форма предоставления финансовой помощи вышестоящим бюджетом нижестоящему на реализацию каких-либо мероприятий. Например, субвенция федерального бюджета по финансированию мероприятий, предполагающих повышение заработной платы работников учреждений дополнительного образования детей Республики А в 2013 г.
А.В. Павлов
Для педагогической нагрузки - астрономический.
"Норма часов педагогической и (или) преподавательской работы за ставку заработной платы педагогических работников установлена в астрономических часах. Для учителей, преподавателей, педагогов дополнительного образования, старших педагогов дополнительного образования, тренеров-преподавателей, старших тренеров-преподавателей норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы включает проводимые ими уроки (занятия) независимо от их продолжительности и короткие перерывы (перемены) между ними".
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 24 декабря 2010 г. N 2075
"О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников"
В настоящее время для образовательных учреждений в системе Минобрнауки РФ типовые штаты действующим российским законодательством не предусмотрены. Субъекты РФ и муниципальные образования могут принимать примерные (типовые) штатные расписания и методические рекомендации по их составлению.
Согласно действующему Закону об образовании (ст.32) учреждение дополнительного образования детей самостоятельно устанавливает свое штатное расписание в пределах выделенных ему средств. При утверждении штатного расписания образовательное учреждение может использовать в качестве примерных нормативы типовых штатов, утвержденных для данного типа, вида образовательного учреждения. Ранее действовали типовые штатные расписания, такие как Приказ Минпроса СССР от 20.07.87 № 135 "Об утверждении Типовых положений и штатов внешкольных учреждений". Учреждения, при отсутствии типовых штатов, утвержденных в регионе, могут придерживаться закрепленного в указанном документе соотношения педагогов-организаторов и методистов до 25% от общего фонда оплаты труда педагогических работников (75% - педагоги дополнительного образования).
"В образовательных учреждениях, где объем работы превышает нормативы, предусмотренные типовыми штатами, а также в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы повышенного уровня, следует сверх средств на оплату труда работников, рассчитанных по типовым штатам, предусматривать дополнительные средства для введения должностей работников, необходимых для реализации соответствующих образовательных программ и для обеспечения нормальной работы этих учреждений".
Можно познакомиться с Приказом Департамента образования от 01.03.2011 года №166 "Об утверждении Методических рекомендаций по составлению штатных расписаний государственных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы, системы Департамента образования города Москвы".
По отношению к административному персоналу в образовательных учреждениях г.Москвы действует правило, по которому доля фонда оплаты труда административно-управленческого персонала может составлять не более 15,1%, что влияет на количество этой категории работников.
Также для сравнения можно обратиться к опыту Белоруссии (Положение о штатах 2013 г.), но стоит четко судить о рациональности подхода.
А.Павлов
Организацией досуга по профилю деятельности традиционно занимается педагог-организатор. Ни что вам не мешает (кроме конкретных особенностей финансирования в регионе) ввести эту штатную единицу, не придумывая педагогу дополнительного образования не соответстующий функционал. Если все же речь идет об образовании, то стоит задуматься над образовательной программой социально-педагогической или культурологической направленности с соответствующим образовательным содержанием, чтобы соблюсти формальные условия и не забыть о востребованности со стороны обучающихся.
С уважением,
А.Павлов