Методическая мастерская
- 09.06.2014
Фадеева С.А., д.п.н.
ГБОУ ДПО НИРО
В последнее время наметилась тенденция на уровне образовательных организаций к смешению (и более того к подмене) таких понятий как «дополнительное образование» и «внеурочная деятельность».
Необходимы более точные разъяснения этих понятий и самое главное различить кадровое, финансовое обеспечение этих двух видов деятельности. Дополнительное образование имеет свою образовательную программу, а внеурочная деятельность входит составной частью в основные образовательные программы ступеней школьного образования. Отсюда педагогические цели и задачи этих двух видов программ должны быть разные, а, следовательно, и пути их достижения не могут быть одни и те же (Из доклада «О реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»).
Специфика дополнительных образовательных программ и программ внеурочной деятельности
в современном нормативно-методическом поле
(по состоянию на май 2014 г.)
Основание для сравнения |
Дополнительная образовательная программа
|
Программа внеурочной деятельности |
Определение основных понятий |
Дополнительное образование – это вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования (273-ФЗ, гл.1, ст. 2, п. 14). Дополнительная образовательная программа - дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа либо дополнительная предпрофессиональная программа) или дополнительная профессиональная программа (программа повышения квалификации либо программа профессиональной переподготовки) (273-ФЗ, гл.2, ст.12, п.4).
|
Внеурочная деятельность – образовательная деятельность на основе вариативной составляющей базисного учебного плана, отличная от урочной системы обучения, позволяющая в полной мере реализовать требования ФГОС общего образования. (http://standart.edu.ru/) Программа внеурочной деятельности (как программный жанр возникла в условиях введения ФГОС общего образования) – перечень требований и организационных мероприятий, направленных развитие личности обучающихся за рамками урока; является основной структурной единицей программно-методического сопровождения определённой модели организации внеурочной деятельности (http://standart.edu.ru/; Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 N 03-296 Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования)
|
Описание целевых ориентиров |
Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам должна быть направлена на:
(Приказ Минобрнауки РФ от 29 августа 2013 г. N 1008).
|
Образовательная деятельность по программам внеурочной деятельности должна быть направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы (ООП) общего образования. Кроме того, внеурочная деятельность позволяет:
(Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 N 03-296 Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования)
|
Описание результатов реализации программ |
Результаты реализации дополнительной общеобразовательной программы могут быть представлены как:
(Письмо МО и Н РФ от 11 декабря 2006 г. N 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» (в период разработки и утверждения новых федеральных требований к структуре дополнительных образовательных программ)
|
Реализация программы внеурочной деятельности отражает приобретение предметных, метапредметных и личностных результатов, которые могут быть представлены как:
(ФГОС общего образования)
|
Типология программ |
Типология дополнительных общеобразовательных программ (в соответствии с 273-ФЗ и Приказом Минобрнауки РФ от 29 августа 2013 г. N 1008) По виду: дополнительные общеобразовательные программы делятся на дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы.
По содержанию: - дополнительные общеобразовательные программы делятся по направленностям:
Дополнительные предпрофессиональные программы делятся на программы
|
Типология программ внеурочной деятельности (в соответствии с ФГОС общего образования)
По содержанию: программы внеурочной деятельности делятся по направлениям развития личности:
По планируемым результатам программы внеурочной деятельности могут быть (по П.В.Степанову и Д.В.Григорьеву): ü комплексными, предполагающими последовательный переход от результатов первого уровня к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности; ü тематическими, направленными на получение результатов в определенном проблемном поле и использующие при этом возможности различных видов внеурочной деятельности (например, программа патриотического воспитания); ü программами, ориентированными на достижение результатов определенного уровня; ü программами по конкретным видам внеурочной деятельности (игровой, трудовой, туристско-краеведческой и пр.); ü индивидуальными.
|
Структура программ
|
Структура дополнительной общеобразовательной программы
(Письмо МО и Н РФ от 11 декабря 2006 г. N 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» (в период разработки и утверждения новых федеральных требований к структуре дополнительных образовательных программ))
|
Структура программы внеурочной деятельности (нормативно не закреплена) 1 вариант (основа – структура программ внеурочной деятельности изд-ва «Просвещение»)
2 вариант (основа – структура программ учебных предметов ООП ФГОС ОО)
|
Реализация программ |
Дополнительные общеобразовательные программы реализуются, прежде всего, в образовательных организациях дополнительного образования, осуществляющих в качестве основной цели образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам (273-ФЗ, гл.3, ст.23, п.3.1), а также в иных образовательных организациях, имеющих соответствующие лицензии. Формы обучения по дополнительным общеобразовательным программам определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно
(Приказ Минобрнауки РФ от 29 августа 2013 г. N 1008). |
Программы внеурочной деятельности реализуются только в образовательных организациях общего образования через: часть учебного плана, деятельность специалистов сферы воспитания в рамках функциональных обязанностей, дополнительное образование детей, инновационную (экспериментальная) деятельность по разработке и внедрению новых образовательных программ. Формы реализации внеурочной деятельности определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно
(Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 N 03-296 Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования).
|
Период реализации программ |
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, реализуют дополнительные общеобразовательные программы в течение всего календарного года, включая каникулярное время (Приказ Минобрнауки РФ от 29 августа 2013 г. N 1008).
|
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, реализуют программы внеурочной деятельности в рамках вариативной составляющей учебного плана; в период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности специализированных лагерей, тематических лагерных смен, летних школ (ООП ФГОС общего образования).
|
Экспертиза и утверждение программ |
Дополнительная общеобразовательная программа может быть представлена к экспертизе различного уровня. Дополнительная общеобразовательная программа принимается педагогическим (научно-методическим) советом и утверждается руководителем образовательной организации (что фиксируется на титульном листе) (273-ФЗ; Письмо МО и Н РФ от 11 декабря 2006 г. N 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» (в период разработки и утверждения новых федеральных требований к структуре дополнительных образовательных программ).
|
Программа внеурочной деятельности может быть представлена к экспертизе различного уровня. Программа внеурочной деятельности принимается педагогическим (научно-методическим) советом и утверждается руководителем образовательной организации (273-ФЗ; требование к наличию и оформлению титульного листа в программе внеурочной деятельности нормативно не закреплено).
|